МБОУ «Старокрымский УВК №1»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старокрымский учебно-воспитательный комплекс №1 «Школа-гимназия» имени братьев-партизан Стояновых» Кировского района Республики Крым
МБОУ «Старокрымский УВК №1»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старокрымский учебно-воспитательный комплекс №1 «Школа-гимназия» имени братьев-партизан Стояновых» Кировского района Республики Крым
ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ВСОКО): НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, МОДЕЛЬ, СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ
Внутренняя система оценки качества образования (далее ВСОКО) – инструмент регулирования внутри каждой конкретной образовательной организации, позволяющий создать систему управления качеством образовательной деятельности в конкретной образовательной организации.
Определение направлений ВСОКО диктуется, прежде всего, содержанием статьи 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»., а именно пункта 3, в котором говорится, что Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
Цель ВСОКО – установление соответствия имеющегося качества образования требованиям федерального государственных образовательных стандартов.
Задачи ВСОКО:
¾ создать единые критерии качества образования и подходы к его измерению;
¾ сформировать систему аналитических показателей, позволяющую эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
¾ оценить уровень индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с уровнем их развития;
¾ оценить состояние и эффективность деятельности учителя;
¾ оценить качество образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг;
¾ выявить тенденцию изменения состояния системы образования Образовательной организации в рамках введения новых Государственных стандартов;
¾ выявить факторы, проблемы, влияющие на качество образования;
¾ скорректировать условия процесса образования с учетом выявленных факторов, проблем, влияющих на качество образования;
¾ спрогнозировать развитие качества образования на перспективу;
¾ расширить участие общественности в управлении качеством образования.
Конечный результат ВСОКО.
Локальные акты
¾ Устав МБОУ;
¾ основная образовательная программа начального общего образования;
¾ основная образовательная программа основного общего образования;
¾ основная образовательная программа среднего общего образования;
¾ адаптированные основные образовательные программы начального общего, основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития/с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Необходимым условием осуществления ВСОКО является наличие организационной структуры управления, которая включает в себя:
¾ руководителей (директор и заместители директора), действующих на основании Устава, приказа, должностных инструкций;
¾ научно-методический совет, действующий на основании Устава и положения о научно-методическом совете; ¾ методические объединения учителей-предметников, действующие на основании Устава и положения о методических объединениях;
¾ педагогический совет, действующий на основании Устава и положения о педагогическом совете; педагогический коллектив, службы сопровождения (психологическая служба), реализующие мероприятия ВСОКО по своим направлениям на основании циклограммы, приказов.
Выполняемые функции всех лиц и подразделений, входящих в организационную структуру ВСОКО, подчинены одной общей цели – обеспечению гарантии качества образования. А управление ВСОКО обеспечивается четким распределением ответственности, полномочий и взаимосвязи выполняемых функций.
Принципы формирования и функционирования ВСОКО
В основу внутренней системы оценки качества образования положены существенные и устойчивые требования, определяющие характер и особенности формирования и функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации, в том числе управления данным процессом.
1. Принцип нормативности
Формирование и функционирование ВСОКО необходимо осуществлять в соответствии с законодательством, а также с учетом закономерностей системного управления и требований новых ФГОС общего образования. Оценка качества образования в образовательной организации осуществляется на основе как действующих нормативно-правовых документов (законы, приказы и пр.), в том числе документов рекомендательного характера (писем Министерства образования и науки Российской Федерации, писем Министерства образования и науки Республики Крым), так и с использованием методических материалов.
2.Принцип сочетания единства единоначалия и коллегиальности
С одной стороны обеспечивает четкое разграничение и соблюдение полномочий участников образовательного процесса при разработке и реализации ВСОКО, с другой стороны – их равноправное и активное участие в оценке качества образования. Реализация данного принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в оценке качества образования. Коллегиальность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело.
3.Принцип делегирования полномочий и ответственности
в рамках использования которого устанавливается рациональное распределение и перераспределение между субъектами ВСОКО прав, обязанностей и ответственности только за те задачи, которые попадают в сферу предоставленных им полномочий по достижению качества образования.
4.Принцип системности
формирование и функционирование ВСОКО осуществляется на основе единства процессов управления образовательным процессом и его результатом, взаимного дополнения оценочных процедур, установления между ними взаимозависимости и взаимообусловленности.
5.Принцип гласности, открытости и доступности, который позволяет включить в оценку качества образования на различных уровнях всех участников образовательного процесса, обеспечить прозрачность процедур оценки качества образования и доступность информации о состоянии и качестве образования для потребителей
6. Принцип преемственности предполагает единство требований, предъявляемых процессу внутренней оценки качества образования на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Функции ВСОКО
¾ Аналитико-прогностическая функция
¾ Организационно-технологическая функция
¾ Диагностическая функция
¾ Информационно-методическая функция
¾ Регулятивная функция
¾ Контрольная функция
Особенности ВСОКО:
¾ постоянности и непрерывности сбора данных в качестве образования на различных его уровнях в образовательной организации, что позволяет получать оперативную информацию о состоянии образовательного процесса, в том числе с помощью системы приемов обратной связи;
¾ оперативного и своевременного принятия управленческих решений по коррекции ВСОКО, что позволяет максимально быстро и оперативно устранить возникающие отклонения;
¾ выстраивания конструктивного взаимодействия участников образовательных отношений по регулированию профессионально-этических проблем, возникающих в процессе оценки качества образования.